вторник, 3 марта 2020 г.

Самозащита. Учимся работать на себя в ИБ. Елена Артамонова


Сайт Елены Артамоновой: 

Группа в ФБ:


1. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Образование, стаж работы, опыт.
Имею 2 высших университетских образования: в сфере точных наук (радиофизика) и в сфере экономики и бизнеса, ученую степень PhD (в области информационных технологий).  Стаж работы около 30 лет (коммерческие структуры, преподавание ИБ в вузе, собственный бизнес более 10 лет).
2. Где сейчас живете?
Г. Минск, Беларусь.
3. Когда начали заниматься фрилансом/подрядом/удаленкой?
Начала заниматься лет 6-7 назад.
4. Какие виды работы вы выполняете?
- Пишу статьи и техническую документацию, разрабатываю контент для сайтов в тематиках:
информационная безопасность, блокчейн, криптовалюты, ИТ, телеком, разработка веб и мобильных приложений и др.
- Работаю с материалами на английском языке (переводы с английского и на английский, написание текстов, manuals, user guides, tutorials, Software Requirements Specification и т.д.).
- Имею большой опыт в разработке тех. документации по ГОСТ 19, 34 (Руководства пользователя и администратора, ПМИ, Техническое задание и др.).

5. Кто заказывает работу (интегратор, университет, завод, портал, журнал, физические лица)?
Как правило, заказывают работу коммерческие фирмы-интеграторы, R&D компании, стартапы – разработчики моб. и веб. приложений, корпоративные веб-сайты и порталы. Иногда физ. лица.
Журналы, в основном, просят сотрудничать на бесплатной основе (это научные и ВАК издания, предоставляю им свои научные статьи на бесплатной основе).
6. Оформляете ли вы отношения с помощью договоров? На что обращаете внимание в договоре?
Да, как правило, если работа серьезная, то оформляется «Договор подряда». Внимательно читаю условия, особенно в части NDA, форм оплаты и приемки работы.  Договора составляют юристы (со стороны заказчика).
 7. Оформляете юридическое лицо, ИП, самозанятость? Расскажите о нюансах.
Советую оформлять ИП, если есть пул надежных заказчиков, которые ЕЖЕМЕСЯЧНО будут предоставлять постоянный объем заказов с хорошей оплатой. Ибо, кроме налоговых выплат, ИП должен отчислять страховые взносы, а это очень приличные выплаты в бюджет.
Можно оформить самозанятость, лучше консультироваться с юристами и изучить налоговое законодательство своей страны. В любом случае, заказчик может заключить с вами договор-подряда.
8. Где ищете заказы?
В профильных группах в соц. сетях, Linkedin, Телеграм, на job-сайтах и др. ресурсах. Иногда, потенциальные заказчики сами находят. В общем, пытаюсь использовать все источники.
9. Важна ли публичность в вашей работе? Личный бренд повышает стоимость услуг?
Для меня не особенно важна публичность, работа тех. писателя ее не предусматривает, хотя хороший профиль в Linkedin и обширное портфолио работ -  не помешают, как и участие в профильных группах в соц. сетях, на форумах и т.д.  Какую-то раскрутку автору дают публикации в печатных научных изданиях.
Личный бренд (если так можно выразиться) помогает только, когда предыдущий заказчик рекомендует меня следующему.
10. Как проводятся переговоры? Устно, письменно?
Если заказчик работает в моем городе, то переговоры проводим устно (в офисе или по телефону).
Если в другом городе, стране – то письменно (в мессенджерах, по e-mail и т.д. или Skype call).
11. Как вы определяете стоимость своих услуг? Из чего она складывается?
Для написания статей (ИТ-копирайтинг) – это ставка за 1000 знаков с пробелами. Она у каждого специалиста своя. Я выставляю ее в зависимости от сложности тематики, сроков, требований заказчика (требования по SEO, английский язык, работа с нормативкой увеличивают стоимость работ). Если это написание тех. документации, то выставляется ставка за час работы или за страницу документа. Такое ценообразование связано со следующими факторами: тех. писатель иногда выполняет работу аналитика (разрабатывает схемы для проектов, готовит много рис., участвует в командных митингах и др. видах командной работы и коммуникаций, очень много исправляет в документации по ходу разработки продукта и т.д.), и все это время необходимо учесть, ибо это большие трудовые затраты. Может быть и фиксированная оплата за проект (по договоренности с заказчиком).
12. Требует ли ваша работа наличия лицензии, специального образования или сертификата? 
Нет, моя работа не требует лицензии и сертификатов. Но, предпочтительно иметь серьезный технический бэкграунд и образование, хорошие лингвистические навыки, а также знание английского языка (хотя бы уровень B1, B2, а лучше даже C1, С2), если собираетесь принимать участие в международных проектах или выполнять работу на английском языке.
13. Нужно ли покупать что-то кроме ноутбука?
У меня есть вся техника дома, даже МФУ. Для тех. писателя, все-таки порекомендую иметь стационарный компьютер с большим монитором хорошего качества (если планируете работать с множеством документов сразу и самостоятельно готовить рис. и схемы или редактировать веб-сайты). Ноутбук пригодится, если вы собираетесь работать в поездках.
14. Какими инструментами планирования вы пользуетесь? Бумажные ежедневники или электронные планеры?
Бумажный ежедневник, конечно же, есть. Но все-таки, для планирования работы использую в основном Trello (установлен на смартфоне). Знаю и применяю веб-технологии в работе (ранее занималась разработкой веб-сайтов на Wordpress). В удаленной командной работе использую следующий стек технологий: Slack + Confluence + Google Docs (в зависимости от требований заказчика).
15. Как оцениваете показатели своего труда? Можно ли спрогнозировать нагрузку?
К сожалению, нагрузку спрогнозировать очень трудно. Местами работаем по принципу «то густо, то пусто», иногда долго не бывает хороших заказов, а иногда заказчики приходят все сразу и толпой J Это не дает оптимизировать рабочее время, ну и финансовые показатели тоже не очень радуют.
16. По каким признакам определяете «плохого» или «хорошего» заказчика? Используете интуицию?
Практически точно определяю «качество заказчика» сразу и будут ли с ним проблемы в дальнейшем. Использую и опыт, и интуицию, и логику (в общем, все soft skills).
Исходя из своего опыта, могу сказать, что если заказчик вам предлагает объемные и сложные тестовые задания на бесплатной основе, а также многоступенчатые предварительные собеседования (каждое по часу и более, а иногда и на английском языке), то в 95% случаев, кроме потраченного времени и приобретения негативного опыта вы ничего не получите. 
А иногда, с совершенно незнакомым до этого момента заказчиком, можно в течении всего одной предварительной встречи (звонка, переписки) выйти на достаточно долгое и выгодное обоим сторонам сотрудничество.
Бывают заказчики, которые просто «добивают» исполнителя переделкой статьи или документации очень много раз, причем не по вине тех. писателя (например, команда постоянно дорабатывает продукт или редактору портала не нравится «литературный стиль» статьи). Это неприятно, но такие случаи должны компенсироваться хорошей оплатой J
17. Расскажите интересный/смешной/пугающий случай из практики.
Случаев и плохих, и хороших у меня немало. Запомнился заказчик, который заказал обширную документацию по блокчейн тематике, а …потом «передумал» и «пропал» вместе с моей оплатой. Работу я ему сдавать не стала (оплаты нет, а время потрачено), и решила, что «если жизнь подкинула тебе лимон, то сделай из него лимонад»J  В результате, техническая документация по блокчейну переросла у меня в достаточно большое исследование, которое я опубликовала на своем сайте и в целый ряд статей, опубликованных в научных и ВАК-овских изданиях, а также в профильных группах в соц. сетях. А этому заказчику стало стыдно J
18. Какой совет можете дать начинающим фрилансерам?
- хорошо подумайте, прежде чем идти на фриланс, может просто устройтесь в какую-нибудь компанию на удаленку для начала;
- молодым специалистам, я все-таки предлагаю начинать с работы в команде в какой-нибудь компании, потому как на фрилансе много минусов, хотя и плюсы есть тоже;
- старайтесь аккуратно и качественно работать с заказчиками, не демпинговать по ценам, быть осторожными с биржами фриланса и прочими посредниками;
- нужны волевые качества, такие как ответственность, самостоятельность, способность к самоорганизации своего труда и рабочего места, навыки владения тайм-менеджментом.
Большое спасибо за ответы!



Ну и, как всегда, минутка саморекламы. В ноябре вышла моя вторая книга по защите персональных данных. Чтобы приобрести "Персональные данные: как перестать беспокоиться и начать защищать?", обратитесь в личные сообщения:

Вконтакте: https://vk.com/shudrova
telegram: @KseniaShudrova
instagram: @boyarinya_marshmelova 
Книга электронная! Стоимость - 200 р.






Комментариев нет:

Отправить комментарий