Интересные моменты:
Серым выделены мои комментарии, остальное - цитаты из текста отчета. Остальное цитаты - они идут в произвольном порядке, обобщены по темам (из разных частей документа). Оригинал отчета: http://rsoc.ru/personal-data/reports/.
1. Про профилактические мероприятия:
Наряду с традиционными формами работы
(проведение плановых и внеплановых проверок) Уполномоченным органом в 2011 году
активно внедрялись меры профилактического характера (мониторинг деятельности
Операторов), что позволило на начальной стадии выявить и пресечь ряд серьезных
нарушений прав значительного числа граждан, которые, впоследствии, могли
вызвать широкий общественный резонанс. Видимо имелся ввиду мониторинг Интернет-ресурсов, потому что далее:
...создана система взаимодействия с регистраторами
доменных имен и уполномоченными органами иностранных государств, а также сформирована
положительная судебная практика, позволившая
создать прецедентную практику прекращения (приостановления) деятельности
интернет-ресурсов, незаконно распространявших персональные данные граждан...
2. Про количество проверок:
Всего в отчетном периоде
было проведено 1440 плановых проверок, 266 проверок отменено в связи с
ликвидацией Оператора.
В рамках внепланового контроля проведена 791 проверка,
из них по обращениям граждан проведено 366 проверок...
Увеличение количества внеплановых проверок по
сравнению с 2010 годом обусловлено более чем двукратным ростом числа обращений
граждан, поступивших в Уполномоченный орган. Внеплановые проверки составляют половину от плановых.
3. Про взаимодействие с прокуратурой
Так, использование
Уполномоченным органом при исполнении поручений органов прокуратуры оснований
внеплановых проверок, установленных Административным регламентом проведения
проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных
данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных
данных (приказ Роскомнадзора от 1 декабря 2009 г. № 630, зарегистрирован в
Минюсте России 28 января 2010 г., № 16095) признавалось органами прокуратуры
допустимым и правомерным.
В то же время
использование аналогичных оснований при проведении Уполномоченным органом
внеплановых проверок по обращениям граждан в ряде субъектов (Краснодарский
край, Алтайский край) было признано органами прокуратуры незаконным, при этом
по инициативе органов прокуратуры государственные инспекторы Роскомнадзора были
привлечены к административной ответственности.
Причина отказов органами прокуратуры в возбуждении дел об административных правонарушениях за истечением срока давности отчасти связанна с изменениями, внесенными в июле 2011 года в Федеральный закон «О персональных данных», увеличившими сроки предоставления операторами информации по запросу Уполномоченного органа до 30 дней.
Принимая во внимание, что в отношении правонарушений по ст. 13.11 КоАП РФ установлен 3-х месячный срок давности, на сегодняшний день количество возбужденных дел по указанной статье ничтожно мало.
В сложившейся ситуации логичным и эффективным решением является передача Уполномоченному органу – Роскомнадзору полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.11 КоАП РФ. Это в значительной степени будет способствовать соблюдению принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
Здесь говорится о проекте нового постановления Правительства.
4. Про типичные нарушения
Основными, типичными нарушениями
требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных
данных» и принятых на его основе подзаконных актов, выявленными в ходе плановых
и внеплановых проверок, являются:
а) ст. 7 Федерального
закона «О персональных данных» – нарушение требований конфиденциальности при
обработке персональных данных;
б) ч. 3 ст. 18 Федерального
закона «О персональных данных» – неуведомление гражданина о начале обработки
его персональных данных;
в) п. 15 Положения об
особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования
средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687 в части, касающейся несоблюдение Оператором
условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих
несанкционированный к ним доступ.
Основное, как и раньше - неавтоматизированная обработка и отсутствие согласия. Пункт а - собирательный.
5. Про штрафы
Как и в предшествующие
периоды, в отчетном продолжился рост количества правонарушений в области
персональных данных. Так, в 2011 году Уполномоченным органом составлено 4901
протоколов об административных правонарушениях, что почти 2 раза превышает
показатели 2010 года.
Мировыми судьями в 4315 случаях
вынесены постановления о привлечении Операторов к административной
ответственности в форме штрафа на общую сумму 7,9 млн. рублей. ( средний штраф - менее 2 тыс. руб.).
6. Про утечки баз данных
Учитывая подобные случаи
распространения баз данных, предположительно имеющих принадлежность к информационным системам госорганов, представляется
целесообразным нормативно урегулировать вопросы обеспечения идентификации баз
персональных данных, обрабатываемых в госорганах, с целью однозначного
определения источника в случае их утечки или появления в продаже. В этих же
целях предлагается применять процедуру обезличивания персональных данных,
успешное использование которой существенно снизит риски идентификации
конкретных граждан в случаях утечек баз данных.
Интересно, каким образом это можно сделать?
7. Про технический стандарт
В качестве решения
указанной проблемы представляется целесообразной разработка технического
стандарта, определяющего набор необходимых правил и мер, реализация которых обеспечит
безопасность персональных данных при их обработке в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет и позволит исключить подобные
случаи.
Разрабатывать будет Роскомнадзор?
8. Про обращения граждан
По итогам рассмотрения обращений граждан следует
отметить, что доводы заявителей подтвердились лишь в 857 случаях, что
составляет 27 % от общего числа обращений.
Ну что ж, только треть жалоб подтверждается, для операторов внушает надежды.
9. Об увеличении штата
В
связи с чем, сегодня видится актуальным рассмотрение вопроса об увеличении
штатной численности работников Уполномоченного органа, осуществляющих функции в
области защиты прав субъектов персональных данных.
Скажется ли это на увеличении проверок.
10. О совместных проверках
Решения о проведении
совместных проверок в 2012 году были приняты органами ФСБ России по 23 субъектам
Российской Федерации, органами ФСТЭК России - по 9 субъектам.
В качестве показательного
примера можно привести совместные проверки, проведенные в 2011 году в отношении
Пенсионного фонда Российской Федерации и 6 негосударственных пенсионных фондов,
в которых помимо трех регуляторов приняли участие представители органов
внутренних дел.
По
результатам совместных контрольно-надзорных мероприятий в деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации фактов незаконной передачи персональных
данных застрахованных лиц, а также условий, способствующих утечке персональных
данных из информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации,
установлено не было.
11. О проверках ФСБ
В 2011 году ФСБ России проведено 270
проверок по контролю за обеспечением безопасности персональных данных,
обрабатываемых в информационных системах персональных данных.
Выявленные нарушения и недостатки
можно разделить на 4 категории:
1. Разработка ведомственных
нормативных документов по обеспечению безопасности персональных данных с
отступлениями от требований нормативно-методических документов ФСБ России
(35%).
2. Использование СКЗИ, не прошедших
сертификацию ФСБ России или с истекшими сроками действия сертификатов (28%).
3. Подготовка и назначение
пользователей СКЗИ осуществляется с отступлениями от требований нормативных
документов (30%).
4. Нарушения в учете, хранении,
уничтожении СКЗИ и ключевой документации к ним (55%).
12. О деятельности ФСТЭК
Деятельность ФСТЭК России
в области обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных данных в отчетном году осуществлялась по
следующим направлениям:
1. Совершенствование
законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности
персональных данных.
2. Оказание методической
помощи федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, другим операторам
и специалистам по реализации требований законодательства Российской Федерации и
методических документов ФСТЭК России по обеспечению безопасности персональных
данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
В 2011 году ФСТЭК России
и его территориальными органами было проведено 83 проверки, том числе 56 в
федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах (МИД
России, Минэкономразвития России, МЧС
России, Минпромторг России, Минэнерго России, ФТС России, ФСИН России, ФАС
России, Рособрнадзор, Росздравнадзор, Росимущество, Росрезерв), в органах
исполнительной власти 14 субъектов Российской Федерации, 7 органах местного
самоуправления и 6 организациях ЖКХ.
В ходе контрольных
мероприятий выявлено значительное количество недостатков, связанных с:
незавершенностью работ по
классификации информационных систем персональных данных;
формальным подходом при
формировании модели угроз безопасности персональных данных;
использованием
технических средств защиты информации, не прошедших в установленном порядке
процедуру оценки соответствия, в том числе межсетевых экранов при подключении
информационных систем персональных данных к сети Интернет;
отсутствием описания
системы защиты персональных данных;
отсутствием надлежащего
учета применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической
документации к ним, носителей персональных данных.
Сертифицированные средства - необходимы
13. О будущем
Задачи и приоритетные
направления деятельности Уполномоченного органа:
1. Осуществление на постоянной основе мониторинга деятельности
Операторов, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в
области персональных данных.
2. Работа по выявлению и пресечению деятельности по продаже
физических носителей, содержащих персональные данные граждан, а также ресурсов,
незаконно распространяющих персональные данные граждан в информационно – телекоммуникационной
сети Интернет в судебном порядке и посредством организации взаимодействия с
уполномоченными органами иностранных государств и национальными регистраторами
доменных имен.
3. Обмен опытом и
оказание взаимной помощи в вопросах защиты и восстановления охраняемых законом прав
и интересов субъектов персональных данных в рамках сотрудничества с
уполномоченными органами по защите прав субъектов персональных данных иностранных
государств.
4. Продолжение практики совместных проверок
в области персональных данных с Федеральной службой безопасности Российской
Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
5. Совершенствование форм и методов
контрольно-надзорной деятельности, направленной на качественное повышение уровня защиты прав
субъектов персональных данных.
6. Методическое обеспечение и
повышение профессиональной квалификации сотрудников Уполномоченного органа.
7. Подготовка предложений по
совершенствованию и гармонизации законодательства Российской Федерации в
области персональных данных.
8. Издание приказа Уполномоченного
органа об утверждении перечня иностранных государств, не являющихся сторонами
Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной
обработке персональных данных (ETS 108), и обеспечивающих адекватную защиту прав
субъектов персональных данных.
9. Разработка требований и методов
обезличивания персональных данных, обрабатываемых в информационных системах
персональных данных, в том числе созданных и функционирующих в рамках
реализации федеральных целевых программ.
10. Организация и проведение совместной
с Координационным центром национального домена сети Интернет работы по предотвращению
нарушений прав и законных интересов граждан в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет.
Нас ждут изменения в законодательстве?
роскомнадзор набирает обороты.
ОтветитьУдалитьИнтересно будет посмотреть про методы и требования к обезличиванию - это будет что-то новое...
ОтветитьУдалить