суббота, 28 марта 2020 г.

Самозащита. Учимся работать на себя в ИБ. Ксения Шудрова

Сегодня 9 лет моему блогу, в честь такого события отвечаю на вопросы, которые я обычно задаю фрилансерам.

1. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Образование, стаж работы, опыт.
Я закончила Сибирский государственный университет с красным дипломом в январе 2011 года. Училась 5,5 лет на специальности "Информационная безопасность телекоммуникационных систем". В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Системный анализ, управление и обработка информации", являюсь кандидатом технических наук. В 2013 и 2015 годах проходила курсы повышения квалификации. Работаю с 2009 года, начинала с техника по защите информации в лицензиате, потом перешла в газовое хозяйство, где была единственным специалистом по защите информации, затем ушла в банк, где была старшим специалистом службы безопасности, сейчас работаю инженером 2 категории на заводе также по специальности. Также являюсь руководителем Красноярского отделения RISC. С 2011 года веду блог.
2. Где сейчас живете?
В г. Железногорске (пригород Красноярска).
3. Когда начали заниматься фрилансом/подрядом/удаленкой?
Попытки заниматься фрилансом предпринимала еще в 2008 году, но из-за кризиса наш проект свернули. Вернулась к теме подработки в 2011 году, когда поняла, что на одну зарплату прожить сложно, да и много времени свободного остается вечером. Со школьных лет привыкла быть в тонусе и организовывать свой день так, чтобы на свободное время оставалось 1-2 часа в день максимум.
4. Какие виды работы вы выполняете?
В основном, пишу статьи, веду лекции (вебинары), продаю свою книгу.
5. Кто заказывает работу (интегратор, университет, завод, портал, журнал, физические лица)?
Пишу статьи для журналов, лекции веду для учебного центра, книгу продаю специалистам. Раньше были заказы на статьи от порталов, например, мне нравилось писать на sec.ru, но потом что-то с порталом произошло, какое-то время вообще был недоступен, потом появился в виде архива и снова исчез.
6. Оформляете ли вы отношения с помощью договоров? На что обращаете внимание в договоре? 
Только договор. Научена собственным горьким опытом, где нет договора, там ничего и не предъявишь в итоге. Тем более, я нахожусь в Красноярске, и решить спорные вопросы отсюда  вряд ли смогу. На честность не полагаюсь, потому что были случаи, когда очень известный бренд обманывал. С посредниками после определенных событий тоже не связываюсь. Имена называть не хочу, но могу посоветовать на репутацию внимание не обращать. В нашей отрасли о реальной репутации можно узнать только в личных разговорах, в кулуарах, очень все закрыто. 
7. Оформляете юридическое лицо, ИП, самозанятость? Расскажите о нюансах.
Как только в Красноярском крае ввели режим самозанятости, так сразу и зарегистрировалась (в январе). Выгодно, когда работаешь с физиками, в моем случае - это продажа книги, налог всего 4%. С юриками больше суеты с самостоятельной оплатой налога, в договорах дополнительные условия, надо не забыть отправить электронный чек. Заказчикам самозанятые выгоднее, так как зачастую они платят тебе такой же гонорар, но прибавляют к нему не 13%, как раньше, а 6%. Самозанятым стать просто, все делала через приложение "свое дело" и разобралась за несколько часов. Отдельно хочу сказать, что за налогами надо следить самостоятельно, само не вычтется. Поэтому я с каждой книги, которая стоит 200 рублей, сразу оставляю 8 рублей на налог, чтобы потом не искать эти деньги.
8. Где ищете заказы?
Давно никого не ищу, заказов больше, чем времени. Сейчас все приоритеты отданы воспитанию ребенка, поэтому беру только самое интересное. Расскажу, как начинала. Я завела блог в 11 году и стала думать, как фрилансить. На ум пришло, что можно зарабатывать текстами для журналов. Но как попасть в журнал, ведь я только что выпустилась из универа? Сначала просто гуглила названия журналов по информационной безопасности и писала всем одинаковое письмо: "Я работаю единственным специалистом по защите информации, на предприятии и хочу поделиться своим опытом". Многие письмо игнорировали. Самая первая публикация была на itsec.ru. А дальше стало проще - публикация есть, я на нее уже в письме ссылалась: "Я писала для itsec, хочу писать для вас". Журналы стала искать в постах у известных блогеров, думаю, если они туда пишут, значит, и я могу. Также в самом начале ссылалась на свои научные статьи. Ну а потом заключила договор с "Директором по безопасности", в 2012-2013 годах писала для них каждый месяц уже за деньги. Не стоит бояться начинать с бесплатных публикаций - это не стыдно.
9. Важна ли публичность в вашей работе? Личный бренд повышает стоимость услуг?
Личный бренд - это все для меня. Я знаю во многих городах специалистов по ИБ и руководителей ИТ компаний, пиарщиков, журналистов, редакторов, авторов, могу предложить им свой проект, или они обращаются ко мне со своими предложениями. Поэтому все, что мне остается - наращивать экспертность и следить за репутацией, на это влияет качество заказов, есть заказы, которые я принципиально не беру:

  • если требуют отказ от авторства, вместо меня будет указан анонимный источник или другой автор. Мне это неинтересно, но на этом можно хорошо заработать. Корпоративные блоги по ИБ и юридические организации иногда ищут авторов для статей, методичек, брошюр;
  • если был негативный опыт сотрудничества, у меня есть свой "блэк лист" заказчиков, пока из него никто обратно не выходил;
  • если ставят невыполнимые сроки, например, разработать шаблоны документов для организации за две недели, написать курс за неделю и т.д. Раньше пара месяцев бессонных ночей были нормой, но уже год, наверное, как здоровье в приоритете;
  • если предлагают неинтересный проект;
  • если оплата будет мизерной. Советую перед тем, как стать автором статей по ИБ, ознакомиться с тарифами для копирайтеров. На мой взгляд, авторская статья явно должна стоить дороже.
10. Как проводятся переговоры? Устно, письменно?
Я за письменные переговоры. Люблю, когда все зафиксировано в письмах. Всей душой ненавижу телефонные переговоры. Все проекты, которые не сбылись, начинались со звонков.
11. Как вы определяете стоимость своих услуг? Из чего она складывается?
По статьям и лекциям я знаю среднюю цену по рынку, где-то из своего опыта установила ее, где-то у знакомых и друзей узнаю. Книгу оценила сама по ценности материала - 200 рублей минимальная, на мой взгляд, цена. Ее и поставила. Раньше думала, что степень кандидата повысит мои расценки, но пока такого не случилось. Но свободы в творчестве стало больше, типа "кандидат знает, что делает". Если мне предлагают какой-то новый для меня вид работ, то стоимость я определяю исходя из количества часов, которое предположительно потрачу на выполнение работы. Оцениваю, за сколько я готова продать свое свободное время.
12. Требует ли ваша работа наличия лицензии, специального образования или сертификата? Нужно ли покупать что-то кроме ноутбука?
Мой рабочий инструмент - ноутбук. Образование, думаю, важно. Я работаю по специальности и знаю, что делаю.
13. Какими инструментами планирования вы пользуетесь? Бумажные ежедневники или электронные планеры?
Очень люблю бумажные ежедневник, почеркать на листах а4, порисовать схемы. Активно использую диктофон для записи своих мыслей. Правда, потом не очень интересно наколачивать текст по записи звука, но я довольно быстро печатаю вслепую десятью пальцами. Полезный навык для бумажного безопасника.
14. Как оцениваете показатели своего труда? Можно ли спрогнозировать нагрузку?
Уже никак не оцениваю, просто получаю удовольствие от работы. Многие проекты делаю бесплатно и перестала, наконец, об этом волноваться. Нагрузку раньше рассчитывала так - не более двух больших статей в месяц. Это выходило до 40.000 символов с пробелами, 40 тысяч - это очень много, когда совмещаешь с основной работой. Сейчас стараюсь работать 1-2 часа в день каждый день (иногда устраиваю себе 1-2 дня выходных, но все равно веду группу и бесплатные проекты в эти дни), но каждый месяц бывает неделя, когда работаю по 3-4 часа в день. Это довольно комфортно для меня сейчас, когда я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, сыну 2г. 5 месяцев.
15. По каким признакам определяете «плохого» или «хорошего» заказчика? Используете интуицию?
Для меня все любители поболтать по телефону - потенциально плохие заказчики. Такая сложилась статистика, за редким, очень редким исключением. Интуицию стараюсь использовать, плюс помогает публичность, как гарант выполнения заказчиком обязательств по оплате.
16. Расскажите интересный/смешной/пугающий случай из практики.
Я вам приведу один из негативных отзывов, чтобы вы понимали, что нельзя всем угодить и не расстраивались по пустякам:


Такой отзыв я получила после нескольких лет написания авторских статей. Тогда надолго запомнились эти эпитеты "поверхностный" и "дилетантский". Но знаете, что интересно, на другом ресурсе эту статью купили и она пользовалась очень большой популярностью у читателей, ее даже цитировали. Так что все относительно.

17. Какой совет можете дать начинающим фрилансерам?
Делайте работу качественно, даже если она бесплатная. Вы работаете на репутацию, в сообществе все друг друга знают п вас будут рекомендовать как хорошего исполнителя.

Успеха в делах!

_________
Ну и, как всегда, минутка саморекламы. В ноябре вышла моя вторая книга по защите персональных данных. Чтобы приобрести "Персональные данные: как перестать беспокоиться и начать защищать?", обратитесь в личные сообщения:


Вконтакте: https://vk.com/shudrova
telegram: @KseniaShudrova
instagram: @boyarinya_marshmelova 
Книга электронная! Стоимость - 200 р.

Комментариев нет:

Отправить комментарий